воскресенье, 31 января 2010 г.

Генеральная уборка списка дел – еженедельный обзор по GTD

Сколько раз вы пытались «начать новую жизнь»? Сколько раз пробовали начать писать список дел с помощью новомодной «системы»? Сколько раз эти попытки терпели неудачу? Дело в том, что все системы теряют смысл, если их время от времени не актуализировать. Если квартиру не убирать, не вытирать пыль, не раскладывать все по местам, не разбирать хлам, не выбрасывать лишнее, через некоторое время туда будет страшно входить. То же самое и с делами.
Для процедуры «генеральной уборки» применительно к делам придумали специальный термин – еженедельный обзор. Еженедельный обзор – это инвентаризация, нужная для понимания - где я и куда иду: приближаюсь к своим целям, отдаляюсь от них, брожу по кругу. НО! Процедура еженедельного обзора, описанная в "классических" уже книгах, - пугающа. :) Море пунктов и куча времени. Даже браться страшно. (В последних статьях Д.Аллена и компании все пункты разделили на три группы, но лично для меня они не стали понятнее).
На самом деле, сделать еженедельный обзор не просто, а очень просто. Рассказываю сразу и ничего не тая. 

Все, что нужно сделать – это выделить специальное время, найти место, где вас НИКТО не побеспокоит, устроиться поудобнее и ответить себе на три вопроса:
1. Что сделано?
2. Что нового?
3. Куда идем?

Вот и всё. Можете не читать дальше, а прямо сейчас взять и ответить себе наконец на эти вопросы!
1. Что сделано? – как продвинулся каждый проект за неделю? приведите в соответствие список проектов и список следующих действий. отметьте прогресс по каждому проекту. что не было сделано? почему? какой проект застопорился? почему? что нужно сделать, чтобы продвинуться? убедитесь, что по каждому проекту есть соответствующий шаг в списке следующих действий.
2. Что нового? – появились ли новые проекты? о чем я читал/а, говорил/а, писал/а в течение недели? что меня волновало больше всего? нужно ли с этим что-то делать? есть ли проекты, которые пора перенести из «может быть/когда-нибудь» в «активные»?
3. Куда идем? – просмотрите свои цели/ценности. соответствует ли им мой список проектов? приближают ли мои действия к моим целям? чего не хватает? от чего можно и нужно отказаться? поставьте задачи на неделю.
В порядке предоставления добрых советов, делюсь своими наблюдениями по поводу еженедельного обзора:
  • Сам процесс должен доставлять удовольствие. Хорошая музыка, под которую вам нравится работать, никакого вмешательства извне (отключить телефон, проводить обзор не в офисе, а, например, в кафе, никакого интернета), любимый чай или кофе (виски вряд ли подойдет :), только если как вознаграждение после окончания обзора). 
  • Минимум необходимых инструментов. Иначе можно запросто потерять нить и увлечься деталями. Для меня это: Заметки в думательной книге и evernote; Список проектов и план каждого проекта; Список следующих действий; Список целей/ценностей; Календарь. Физически это – ноутбук, блокнот (моя «думательная книга») и HTC Hero. 
  • Я настоятельно рекомендую исключить из еженедельного обзора обработку входящих. Это действительно важно. Приучите себя разбирать входящие ежедневно. Или по крайней мере старайтесь подходить к обзору с нулевыми входящими. Но разделите эти процедуры! А все, что не попало в обзор сегодня, попадет в следующий. Вы ведь знаете, что обязательно проведете его через неделю :) 
  • Не ограничивайтесь рабочими делами. Включайте в обзор всё – личные, семейные дела, прогресс в выработке привычек, учет расходов, диета, социальная активность и т.п. Обзор должен охватить все сферы вашей жизни, все проекты, все роли. 
Если вы, так же как и я, не приступите к делу, пока не постараетесь изучить всю возможную информацию по этому вопросу, вот ссылки по теме, которые помогли мне больше всего:

На русском:

На английском:
Kelly Forrister "The GTD Weekly Review"

8 комментариев:

  1. Лена, как раз сегодня начал писать про то, как при обзоре различать цели и ценности (у Вас они через слеш написаны). Когда напишу пост сам, попрошу Вас высказать своё мнение, чем для Вас различаются ценности и цели?

    Сейчас сяду делать свой обзор и уже знаю какую задачу не выполнил. Не отправил Вам привезённый Молескин. Извините. На следующей неделе обязательно доберусь до почты.

    Вы кстати direct message в Twitter не просматриваете?

    ОтветитьУдалить
  2. Я подобным подведением итогов занимаюсь благодаря табличке еженедельного планирования:
    в первом столбце - мои цели-задачи на неделю, во втором - проблемы, с которыми столкнулся и как с ними справился, и, наконец, третий, самый большой и важный - чему я научился.
    Ну и цели помечаю плюсиками;))
    Очень удобно и быстро.

    ОтветитьУдалить
  3. Армен, отправила комментарий. DM смотрю реже, чем все остальное - там в основном автоматические сообщения от unfollowr и listwatcher, пропустила Ваше сообщение.

    ОтветитьУдалить
  4. Finrod, именно это и пыталась сказать - надо просто задавать себе эти вопросы и отвечать на них, и чем проще используемые для этого инструменты, тем лучше. Отличная идея с таблицей.

    ОтветитьУдалить
  5. "Даниил Гридин", ссылка та же, что и "Михаил Субоч". Поправите? Название заинтриговало :)

    ОтветитьУдалить
  6. Первый человек из 200 прочитавших, который решил пройти по ссылке?:) Поправила.

    ОтветитьУдалить
  7. Добрый день.
    При внедрении этой системы столкнулся с такими вопросами.
    Проектов очень много.
    Причем они очень разные.
    От рабочих до сугубо личных.
    Общее количество дел переваливает за 2-3 сотни.
    Пересмотр занимает очень много времени и сил. Причем идет постоянно отвлечение с "генеральной" линии на какие то мелочи.
    Поэтому вопросы - следует ли разделять систему хотя на крупные блоки - работа(бизнес) и например - домашние дела.
    И еще - носите ли вы тетрадь со списком дел всегда с собой? И какого формата А4 или меньше должен быть размер тетради по автофокусу.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  8. bonnylife, отвечаю с таким запозданием, но все же. Хотелось бы уточнить - у вас 200-300 проектов или того, что называем "следующими действиями"? Предлагается во время обзора работать именно с проектами. Их наверняка меньше. Обзор - время понять, продвигается ли каждый из проектов, какие застопорились, почему это произошло. Я работаю с майнд-мэпом, получается довольно удобно и наглядно. В манд-мэпе выделены сферы деятельности - есть работа, дети, блог и т.п. Так, при обзоре прошлой недели выяснилось, что все проекты в разделе "я" отмечены значком "пауза". Заставило задуматься и предпринять меры:)
    В целом, задача обзора - подняться "над" суетой.
    Тетрадь со списком дел - всегда с собой, поэтому она обычного формата блокнота (примерно А5), чтобы помещалась в сумку. Но знаю, что пользуются и тетрадями размера А4 - все зависит от образа жизни.
    В последнее время активно экспериментирую с программами для телефона (у меня Андроид), скоро напишу об этом.

    ОтветитьУдалить